Обеспечение надежности, безопасности и долговечности при капитальном ремонте и реконструкции мостовых сооружений в свете требований градостроительного законодательства.

О.В. Гарамов, к.н.т. Генеральный директор ООО «ПИИ «Севзапмостпроект»;

Ф.Ю. Виноградов заместитель генерального директора ООО «ПИИ «Севзпмостпроект»;

Е.В. Сокол директор филиала ООО «ПИИ «Севзапмостпроект» в г. Ростов-на-Дону.

 Обеспечение надежности, безопасности и долговечности при капитальном ремонте и реконструкции мостовых сооружений в свете требований градостроительного законодательства.

В период 2011 – 2013 г.г. инженерами ООО «ПИИ «Севзапмостпроект» были выполнены проекты реконструкции и капитального ремонта в различных регионах РФ, что позволило нам обобщить проблемы нормативно-правового характера, внести предложения по совершенствованию нормативной базы, обратить внимание на ошибки проектировщиков при заключении и исполнении договоров на изготовление проектно-сметной документации (далее ПСД), что в свою очередь позволит избежать потери собственных и бюджетных средств, снизить сроки получения разрешения на строительство и ввода объектов в эксплуатацию.

Корнем появления правовых вопросов в проектировании являются органы власти, которые призваны регулировать и обеспечивать порядок в нормативно-правовой базе, на которую опирается инженер-проектировщик. Утверждение строительных стандартов реализует Министерство регионального развития, принятие и их регистрацию осуществляет Росстандарт, в связи с чем возникает соперничество и двоевластие между этими двумя государственными структурами, негативно влияющее на качество и скорость выдачи проектной документации, ввиду двойственности формулировок, трактовок основных руководящих документов по проектированию.

ФЗ № 215 от 18.07.2011 г. внесены изменения, касающиеся государственной экспертизы проектной документации. Закон отменяет государственную экспертизу проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, исключив при этом капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования. По нашему мнению, прохождение экспертизы проектной документации на капитальный ремонт необходимо вообще отменить, либо сделать сугубо добровольным, основанным на договорных взаимоотношениях заказчика и подрядчика. Ответственность подрядчика застрахована в соответствии с Законом о СРО, отношения заказчика и подрядчика отрегулированы гражданским законодательством. В соответствии с Законом № 215 ФЗ, классификатором по капитальному ремонту, — капитальный ремонт не влечет за собой изменения параметров объектов, класса, категории или схемы сооружения и, являясь субъектами гражданских взаимоотношений, заказчик и подрядчик в состоянии самостоятельно оценить качество документации, соответствие ее техническому заданию и правовым нормам.

Вступивший с 01.04.2012 г. Закон о негосударственной экспертизе (№ 337-ФЗ от 28.11.2011 г), последовавшие изменения в ГрК РФ, юридически приравнял негосударственную экспертизу к государственной. Однако, длившееся несколько лет обсуждение Закона, неоднократные возвращения на доработку, оставили много белых пятен, не сформировали четких требований к эксперту и экспертной организации.

Отсутствие правового регулирования в сфере связанной с переносом коммуникаций при капитальном ремонте и реконструкции мостов приводит к тому, что собственники таких коммуникаций вообще отказываются предоставить технические условия по их переносу и обязать их можно только в судебном порядке, либо требуют  вознаграждения за предоставление Технических условий, либо предусматривают, что должны возмещаться расходы не только связанные с переносом коммуникаций, но и их модернизацией.

Одним из ключевых вопросов при реконструкции является вопрос оформления имущественно-земельных отношений. На сегодняшний день существует полная неопределенность процедуры изъятия участков, оформления прав собственности и договоров аренды. Законотворческая работа в этом отношении ведется, но недостаточно оперативно.

Принятие ряда важных законов в области строительства в последние годы привело к введению ряда поправок в ГрК РФ, однако на сегодняшний день назрела необходимость принятия единого нормативного документа, который устранит противоречия, существующие в нормативно-правовой базе.

Распоряжением от 16 августа 2012г №1487-р утвержден «План мероприятий улучшения предпринимательского климата в сфере строительства» — так называемая «Дорожная карта» (далее ДК). Реализация ДК призвана упростить и усовершенствовать административные процедуры на всех стадиях осуществления строительства, начиная от стадии подготовки градостроительной документации и заканчивая вводом в эксплуатацию объектов капитального строительства. Остановимся на отдельных положениях ДК:

- Внесение в Правительство РФ проектов нормативных правовых актов, предусматривающих исчерпывающие перечни федеральных и региональных обязательных норм, документов и технических регламентов, обязательных к применению при проведении экспертизы, государственного надзора, строительного контроля и ввода в эксплуатацию. Срок внесения – декабрь 2012г. Возложено на Минрегион, Минэкономразвития, Ростехнадзор, Роспотребнадзор, и результатом должны быть проекты именно тех перечней федеральных и региональных обязательных документов и техрегламентов, которых подчас не хватает проектировщикам в нынешних условиях проектирования (когда технологии и требования к нагрузкам растут, а существующие нормативные акты и документы приняты на десятилетия назад, многие еще во времена СССР).

- Внесение в Правительство РФ нормативного правового акта, направленного на развитие института профессиональных управляющих компаний, предусматривающего установление мер ответственности лиц ответственных за эксплуатацию объекта, и введение обязательных требований к уровню профессиональной квалификации и ответственности. Как итог, поэтапная отмена обязательного прохождения экспертизы проектной документации (для линейных объектов, кроме объектов особо опасных и технически сложных – 1 января 2014г.). Срок внесения – декабрь 2012г. Возложено на Минрегион, Минэкономразвития РФ.

Возможно эти предложения были внесены на рассмотрение, но утверждены не были. Таким образом, в 2014 году нам придётся проходить экспертизу проектной документации на капремонт, реконструкцию и строительство линейных объектов и объектов входящих в их инфраструктуру. В связи с вышеизложенным, хотелось бы осветить ряд проблем и типовых ошибок в сфере проектирования линейных объектов и прохождения экспертизы.

Для начала проясним ситуацию сложившуюся после выхода в свет свода правил (далее СП) «Мосты и трубы». Распоряжение №1047р от 21.07.2010г. включает в себя перечень из 8 национальных стандартов — ГОСТов и 83 сводов норм и правил – СНиПов, обязательных к применению и отвечающих Федеральному закону № 184 от 27.12.2002г о «Техническом регулировании» в области соблюдения «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» (ФЗ №384 от 20.12.2009 г). В этот перечень входит и СНиП 2.05.03-84* «Мосты и трубы». А СП числится в перечне документов в области стандартизации, утвержденный Приказом №2079 Росстандарта, применяемых на добровольной основе. Проще говоря, СНиП обязателен к применению, а СП применяется добровольно за исключением пунктов, которые выдержаны из СНиПа и обязательны к применению.

Градкодекс РФ и Федеральный закон № 257 от 08.11.2007 г «Автомобильные дороги» дает четкие понятия строительства, реконструкции и капремонта линейных объектов, а ФЗ еще и четкое понятие, что такое линейный объект и входящие в его инфраструктуры элементы (защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения и элементы обустройства). В помощь проектировщику введен в действие Приказ Минтранса РФ № 402 от 16.11.2012г. «Классификатор работ по капремонту и содержанию автомобильных дорог». В этом приказе достаточно широко представлены понятия о возможных видах работ не только для автодорог, но и для искусственных сооружений. После строительства объекта оформляется его паспорт. При реконструкции объекта, т.е. изменении его основных показателей паспорт переоформляется. А после проведения капремонта вносятся изменения в существующий паспорт, так как основные его показатели остаются без изменений.

Так как автодороги и искусственные сооружения на них, входящие в инфраструктуру, финансируются бюджетными средствами РФ, титул объекта должен соответствовать статье расходов. Вот почему при прохождении экспертизы проектировщики сталкиваются с проблемой нецелевого использования бюджетных средств. Работы, которые входят в состав ремонта и содержания не могут быть проведены при капремонте и реконструкции. Например, очистка откосов конусов от кустов и растительности не может предусматриваться при капремонте сооружения, так как такой вид работ выполняется во время регулярного содержания и входит в соответствующую статью расходов.

Эксперт, имеющий сертификат Минрегиона (а ныне Ростехнадзора) на проведение экспертизы проектной документации, отвечает не только административно, но и уголовно (при превышении расходов на 1 млн. руб.), безвременно, за выданное заключение Госэкспертизы, соблюдение действующих нормативных документов, ФЗ и соблюдение целевого использования государственных денежных средств. Пожелания технических заказчиков (Минтранс, государственные и муниципальные органы), которые невозможно исполнить в нормативных рамках, не являются основополагающей причиной для нарушения законов экспертом, рассматривающим тот или иной раздел ПСД. Данная ситуация часто возникает из-за непрофессионализма заказчика, а потому, решение этого вопроса в компетенции проектировщика. Его задача — донести до заказчика необходимость или невозможность реализации тех или иных им прописанных условий технического задания еще на этапе конкурсных процедур на заключение контрактов на изготовление ПСД.

Согласно Градкодексу РФ (ст. 48), для подготовки проектной документации заказчик обязан представить градплан или проект планировки и межевания, спецтехусловия (если в таковых есть необходимость) и техусловия на функционирование объекта капстроительства. Именно технический заказчик обязан представить проектировщику документацию на существующий объект (если это не новое строительство): выписку из Реестра муниципальной собственности, свидетельства на регистрацию права собственности, кадастровые паспорта, технические паспорта, землеустроительные дела и т.п., чего зачастую у заказчика нет. А это приводит к проблемам не только при прохождении экспертизы, но и усложняет процесс принятия корректных проектных решений по отношению к объекту.

Следующей типовой ошибкой, но уже непосредственно проектировщиков, является невыполнение требований ВСН 4-81 по обследованию состояния искусственных сооружений (мостов и путепроводов), что влечет за собой неправильное принятие видов работ по капитальному ремонту и реконструкции в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.

Еще один камень преткновения – эта полоса отвода. Для строительства и реконструкции все более или менее понятно, поскольку согласно Градкодексу, подразумевается отвод земель или дополнительный отвод, соответственно, и тут в помощь введено в действие Постановление Правительства РФ № 717 от 02.09.2009г., где указаны нормы отвода земель для размещения автодорог и объектов дорожного сервиса. А вот при капремонте отвод земель не предусматривается и мы сталкиваемся с проблемой, которая создана собственником объекта (техзаказчиком). Что делать если титул объекта капремонт, а разместить его в полосе существующего отвода, который выполнен неправильно, с доведением геометрических параметров объекта до нормативных не представляется возможным. Универсального решения этой проблемы не существует. В единичных случаях получается решить этот вопрос. Так, например, при исполнении муниципального контракта на проектирование по титулу «Капитальный ремонт мостового перехода через р. Темерник в г. Ростове-на-Дону» в створе пер. Подпольный  (Генеральный проектировщик ООО «ПИИ «Севзапмостпроект») техническим заказчиком (МУ «ДИСОТИ» г. Ростова-на-Дону) была поставлена задача запроектировать данный мостовой переход под пешеходную нагрузку, в связи с предстоящим строительством в непосредственной близости (в створе ул. Песчаная) нового автомобильного моста, который должен обеспечить транспортную доступность жилого массива. Однако, изменение основных параметров – нагрузки и назначения объекта, повлекло бы за собой изменение титула с капремонта на реконструкцию и, соответственно, расторжение контракта и потерю бюджетных средств заказчиком. С большими трудозатратами удалось согласовать изменение нагрузки с пешеходной на автомобильную, полностью переработать проект с сохранением существующей схемы сооружения, избежать судебных разбирательств, сохранив при этом собственные и бюджетные средства. В данном случае проблему удалось решить при тесном взаимодействии заказчика, подрядчика и экспертизы, однако, в основном это приводит к расторжению контракта, потерей заказчиком выделенных из бюджета денежных средств и отсрочки ремонта сооружения до появления статьи расходов под реконструкцию. Для предотвращения подобных ситуаций проектировщикам до выхода на торги необходимо стараться получить как можно больше информации по объектам (особенно капремонта), по возможности даже выезжать на местность, тем самым обезопасив себя от проблем, вызванных некомпетентностью техзаказчиков.

Повышение роста интенсивности транспортного потока, грузоподъемности современных автомобилей, развитие современных технологий и материалов и вместе с тем бюрократическая заторможенность введения таковых в действие и, одновременно, несовременность существующей действующей нормативной документации приводит в замедлению процесса проектировки, увеличению сроков прохождения экспертизы и, как итог, нарушению программ развития транспортной инфраструктуры страны.

 Список литературы:

  1. Строительные правила СНиП «Мосты и трубы» Москва 1992 г.
  2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ Москва 2004 г.
  3. Классификатор работ по капитальному ремонту и содержанию дорог и ИССО Приказ Минтранса РФ от 12 ноября 2007 г. N 160 Москва 2007 г.