Правовые вопросы капитального ремонта и реконструкции мостов и путепроводов на автомобильных и железных дорогах

О.В. Гарамов, к.т.н., генеральный директор ООО «ПИИ «Севзапмостпроект»

Ф.Ю. Виноградов заместитель генерального директора по проектированию ООО «ПИИ «Севзпмостпроект».

Работы по капитальному ремонту и реконструкции искусственных сооружений на железных и автомобильных дорогах, безусловно, являются социально-ориентированными, направленными на повышение транспортной доступности территорий, однако, с нормативно-правовой точки зрения, являются недостаточно проработанными, что необоснованно приводит к увеличению сроков получения разрешения на строительство и ввода в эксплуатацию отремонтированных и реконструированных объектов и, как следствие, негативно влияет на транспортную доступность территорий, безопасность движения на сооружениях, идет вразрез с рядом существенных положений транспортной стратегии РФ на период до 2030 года, одной из важнейших задач которой (п. v), является реконструкция ряда больших мостов и тоннелей, что в свою очередь приведет к ликвидации «узких мест» и ограничений пропускной способности транспортных коридоров, вызванных дефектностью искусственных сооружений, повышению доступности и конкурентоспособности транспортных дорог (6).

В период 2011 – 2012 г.г. инженерами ООО «ПИИ «Севзапмостпроект» были выполнены проекты реконструкции и капитального ремонта в различных регионах РФ:

-        Реконструкция транспортной развязки на въезде в г. Кировск Мурманской области.

-        Реконструкция моста через реку Вуоннемйок в Кировском районе Мурманской области.

-        Капитальный ремонт мостов через реку Темерник в створе ул. Шеболдаева и пер. Подпольный в г. Ростов-на-Дону.

-        Капитальный ремонт пешеходного перехода через ж.д. пути Северо-Кавказской железной дороги и ул. Менжинского в г. Ростов-на-Дону.

-        Капитальный ремонт объекта «Торжковская ул. — наб. Черной речки» в г. Санкт-Петербург.

Выполнение вышеуказанных работ позволило нам обобщить проблемы нормативно-правового характера, внести предложения по совершенствованию нормативной базы.

Корнем появления правовых вопросов в проектировании являются сами органы власти, которые призваны регулировать и обеспечивать порядок в нормативно-правовой базе, на которую опирается инженер-проектировщик. Утверждение строительных стандартов реализует Министерство регионального развития, принятие и их регистрацию осуществляет Росстандарт, в связи с чем возникает соперничество и двоевластие между этими двумя государственными структурами, негативно влияющее на качество и скорость выдачи проектной документации, ввиду двойственности формулировок, трактовок основных руководящих документов по проектированию.

Ярким примером такой политики является сложившаяся до недавнего времени ситуация с “Библией мостовика” – СНиП 2.05.03-84* “Мосты и трубы” и его актуализированной редакцией СП 35.13330.2011 “Мосты и трубы”, когда действуют 2 нормативных документа в одной области строительства, противоречащие друг другу в области конструирования и методологии расчета конструкций. Один введен, другой не выведен. Схожая ситуация и с другими актуализированными редакциями СНиПов.

Федеральным законом № 215 ФЗ от 18.07.2011 г. внесены изменения в Градостроительный кодекс (далее ГрК) РФ (п. 14), которые закрепили понятия «капитальный ремонт» и «реконструкция» для линейных и нелинейных объектов, однако, не уточнив при этом что же является линейным объектом. ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» понимает под ним дороги, линии электропередач, линии связи, нефте-, газо- и иные трубопроводы, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. ГрК РФ понимает под такими объектами сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и др. Оба определения оставляют место для иных линейных объектов – к ним можно причислить также и мосты, тоннели, сооружения метро, и т. п.(5). Постановлением № 87 от 16.02.2008 г. закреплены требования к составу и содержанию разделов проектной документации для объектов капитального строительства (п. II) и линейных объектов (п. III). По мнению ФГУ «Главгосэкспертиза», мост является составной частью линейного объекта (автомобильной или железной дороги), и при разработке проектной документации на реконструкцию или капитальный ремонт следует руководствоваться положениями раздела III Постановления. Мнения проектировщиков по этому поводу разнятся. Необходимо уточнить на законодательном уровне, какие объекты инфраструктуры линейного объекта нужно проектировать как линейные, а какие, как нелинейные объекты.

ФЗ № 215 от 18.07.2011 г. внесены и изменения, касающиеся государственной экспертизы проектной документации. Закон отменяет государственную экспертизу проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, исключив при этом капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования. Остается только догадываться, является ли проектная документация на капитальный ремонт ИССО объектом государственной экспертизы. Следуя обычной человеческой логике, искусственные сооружения (мост, тоннель, труба) входят в состав автомобильной дороги и, в данном случае, экспертиза нужна. Однако возникает вопрос, почему разработчик «обидел» железные дороги и мосты на них, не включив документацию на капитальный ремонт по ним в объект государственной экспертизы.

По нашему мнению, прохождение экспертизы проектной документации на капитальный ремонт необходимо вообще отменить, либо сделать сугубо добровольным, основанным на договорных взаимоотношениях заказчика и подрядчика. Ответственность подрядчика застрахована в соответствии с Законом о СРО, отношения заказчика и подрядчика отрегулированы гражданским законодательством. В соответствии с Законом № 215 ФЗ, классификатором по капитальному ремонту, — капитальный ремонт не влечет за собой изменения параметров объектов, класса, категории или схемы сооружения и, являясь субъектами гражданских взаимоотношений, заказчик и подрядчик в состоянии самостоятельно оценить качество документации, соответствие ее техническому заданию и правовым нормам. К тому же, введение во взаимоотношения третьего лица (эксперта) влечет за собой подчас необоснованное увеличение объемов ПИР и согласований, не прописанных в Техническом задании и, как следствие, стоимости (как правило за счет Подрядчика) и сроков работ.

Коснувшись вопросов взаимоотношений заказчика, подрядчика и экспертизы, нельзя не отметить новеллы в законодательстве об экспертизе. Вступивший с 01.04.2012 г. Закон о негосударственной экспертизе (№ 337-ФЗ от 28.11.2011 г), последовавшие изменения в ГрК РФ, юридически приравнял негосударственную экспертизу к государственной. Однако, длившееся несколько лет обсуждение Закона, неоднократные возвращения на доработку, оставили много белых пятен, не сформировали четких требований к эксперту и экспертной организации.

На наш взгляд, необходимо основную ответственность за экспертное заключение перенести на эксперта, как на физическое лицо, пожизненно отвечающего за результаты экспертизы не только аттестатом эксперта, а своим имуществом, страховым фондом, а, подчас, и свободой.

Отсутствие правового регулирования в сфере связанной с переносом коммуникаций при капитальном ремонте и реконструкции мостов приводит к тому, что собственники таких коммуникаций вообще отказываются предоставить технические условия по их переносу и обязать их можно только в судебном порядке, либо требуют  вознаграждения за предоставление Технических условий, либо предусматривают, что должны возмещаться расходы не только связанные с переносом коммуникаций, но и их модернизацией.

Одним из ключевых вопросов при реконструкции является вопрос оформления имущественно-земельных отношений. На сегодняшний день существует полная неопределенность процедуры изъятия участков, оформления прав собственности и договоров аренды. Законотворческая работа в этом отношении ведется, но недостаточно оперативно.

По длительности получения разрешения на строительство Россия занимает «почетное» 178-е место из 183 (рейтинг Всемирного Банка за 2012 год). Количество согласований варьируется от 25 в регионах до 47 в Москве. Для сравнения  в Китае и Гонконге количество согласований – 6. Отсутствие четко прописанных в законе процедур приводит к увеличению стоимости и сроков строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов. Попытки Верховной власти дебюкратизировать правовые отношения в области строительства путем введения службы «одного окна», когда ведомства решают между собой вопросы взаимосогласований в строго установленные законом сроки, не находят понимания на местах.

Принятие ряда важных законов в области строительства в последние годы привело к введению ряда поправок в ГрК РФ, однако на сегодняшний день назрела необходимость принятия единого нормативного документа, который устранит противоречия, существующие в нормативно-правовой базе.

Список литературы

  1. В.Н. Смирнов. Опоры балочных мостов (проектирование, строительство, ремонт и реконструкция) Санкт-Петербург 2004 г.
  2. СНиП  2.05.03-84 «Мосты и трубы».
  3. Градостроительный кодекс РФ.
  4. Классификатор работ по капитальному ремонту и содержанию дорог и ИССО.
  5. М. Бочаров, Комментарии к законам. Оформление прав на землю под линейными объектами. Зона Закона.ru. Юридический интернет-портал 2012 г.
  6. Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 г.