Будут разбирать цепные мосты в Острове или нет — рассказала Псковская Правда

      Спустя десятилетия главная достопримечательность города дождалась реконструкции. Самую известную достопримечательность Острова – единственные сохранившиеся в России цепные мосты XIX века – ждет реконструкция. Предварительные результаты проектных работ обсуждались в администрации Островского района.

      Цепные мосты в Острове – уникальное сооружение. Это два отдельных пролета длиной 94 метра каждый, построенных через два рукава реки. Цепи переброшены через пилоны, каждый из которых сконструирован в виде двух отдельных каменных столбов. Пилоны сложены из тщательно тесаных гранитных блоков, скрепленных металлическими связями. Островичи гордятся своими мостами, посещение этого объекта – практически обязательная часть знакомства туристов с городом.

– Пока выполняется только проект капитального ремонта (реконструкции), который будет закончен в начале следующего года, – сообщили «Псковской правде» в отделе ЖКХ районной администрации. – Мосты уникальные, это объект культурного наследия федерального значения, его сохранность необходимо обеспечивать. К тому же многие конструкции моста физически изношены…

      Серьезные ремонтные работы на объекте велись только в послевоенное время. Тогда полностью был восстановлен один пролет. В дальнейшем – в рамках текущего содержания только периодически менялся настил на мосту.

      Конечно, в связи с предстоящим ремонтом мостов жителей Острова ждут небольшие неудобства.

      – Мост является пешеходным, он соединяет два района города и обеспечивает между ними пешую доступность для горожан. В рамках проведения работ, с очень большой вероятностью, движение по мостам будет как минимум ограничено, – сказал представитель проектной организации – руководитель проектов ООО «ПИИ «Севзапмостпроект» Дмитрий Семенов. – Альтернативные пешеходные пути при существующей инфраструктуре города присутствуют, но при их использовании значительно увеличится длина пешего маршрута.

      Также Дмитрий отметил, что на время капитального ремонта, если будет полностью закрываться движение, будут предусмотрены временные мосты, которые обеспечат пропуск пешеходов.

      – Эти решения будут предусмотрены в рамках разработки проектной документации, – сказал он.

      К слову, над проектом реконструкции работают две организации. ООО «ПИИ «Севзапмостпроект» отвечает за техническую часть, а ООО «Стройэксперт» занимается историко-культурными и реставрационными вопросами.

      – Перед нами стоят две задачи – максимально сохранить исторический облик сооружения и с инженерной точки зрения обеспечить безопасную его эксплуатацию, – рассказал Дмитрий Семенов. К слову, Дмитрий – уроженец Острова и выпускник Петербургского государственного университета путей сообщения (в прошлом Институт корпуса инженеров путей сообщения, который в свое время окончил автор проекта цепных мостов в Острове Михаил Краснопольский).

      – Сохранится схема моста, его основные конструкции, потому что этот мост является памятником культурного наследия федерального значения. В титуле объекта обозначено, что это будет «капитальный ремонт с реконструкцией», и мы не имеем права вносить какие-либо новшества в это сооружение.

      На данный момент проведен полный комплекс изысканий, произведено обследование сооружения как с инженерной точки зрения, так и с исторической. ООО«Стройэксперт» готовит историко-культурное заключение, где будет четко расписано, какие элементы можно корректировать, а какие – нужно восстанавливать именно реставрационно.

      – Нельзя сказать, что мост в неудовлетворительном состоянии, но он достаточно плох. С инженерной точки зрения можно практически к любому элементу прикладывать руки, усиливать их, заменять и прочее. Но мы максимально хотим сохранить исторический облик, при этом не навредив параметрам прочности и долговечности сооружения.

      Некоторые предложения проектировщиков были представлены на совещании. Что планируется сделать в ходе капремонта?

      Заменить деревянный настил на металлический.

      – Первоначально проезжая часть и фермы жесткости островских мостов были деревянными. В 20-х годах прошлого века они были заменены металлическими, что увеличило несущую способность и долговечность мостов. Но настил оставался деревянным. Проблема деревянного настила в том, что он недолговечен. Этот вопрос у нас еще рассматривается. Деревянный настил будет или металлический – это зависит от заключения историков.

      Исправить повреждения, возникшие в период Великой Отечественной войны, и обновить опоры, подвесы и часть цепных элементов.

      – На сооружении есть дефекты, которые были получены в период Великой Отечественной войны. Часть элементов посечена снарядами и осколками, в том числе и элементы ферм жесткости. Осколками посечена и гранитная облицовка пилонов – столбов, на которые опираются цепи. Но эти элементы в то же время являются и предметом охраны.

      Сейчас мы все конструкции просчитываем. Если мы поймем, что несущей способности этих элементов будет не хватать, то будем их заменять. За эти сто лет производство металлов шагнуло вперед. Нынешняя сталь на порядок прочнее, чем та, которая применена в конструкциях.

      История строительства островских мостов заслуживает внимания. В Островском краеведческом музее даже поведали легенду, связанную с мостами.

      Как-то император Николай I переправлялся на пароме через Великую. В результате качки вода подмочила вещи, находящиеся в карете. Царь был вне себя от злости. С таким настроением он покинул Остров, направляясь за границу. Когда же вернулся, приказал соорудить мост.

      – Такова легенда. Доля правды в ней есть. Николай I действительно несколько раз проезжал через уездный городок и не единожды говаривал: «Когда я дождусь, что в Острове будет постоянный мост?». Первый проект арочных трехпролетных мостов появился в 1837 году, из-за его дороговизны от него отказались. Лишь четвертый проект, автором которого был инженер путей сообщения и публичных зданий Михаил Краснопольский, был воплощен, – рассказали в музее.

      Строительство началось в 1850 году и через три года было успешно завершено. На открытии мостов в ноябре 1853 года присутствовал Николай I. Он прошел пешком по только что выстроенному инженером путей сообщения Краснопольским мосту, остался доволен и пожаловал строителю орден Святой Анны II степени.

      После ремонта в 1926 году мосты стали носить имя Парижской коммуны, но это название за ними не закрепилось. В 1944 году во время освобождения один из пролетов моста (южный) был взорван. Второй также был обмотан бикфордовыми шнурами и подготовлен к взрыву, но благодаря смелым действиям наших солдат подразделения Тараса Рымара взорвать его не успели. К 1 мая 1945 года южный пролет моста был восстановлен. В начале 80-х гг. ХХ века цепные мосты в Острове стали пешеходными.

      В настоящее время – это единственный на территории бывшего Советского Союза транспортный мост на цепях. Мостостроение за это время ушло далеко вперед, но островскими мостами до сих пор восхищаются. Строгий облик мостов, их хорошо найденные пропорции позволяют отнести эти сооружения к лучшим образцам мостовой архитектуры прошлого века.

      В последние десятилетия мосты не раз приходилось ремонтировать из-за невнимательных водителей.

      – Лет 15 назад дальнобойщики не увидели знак и поехали через мост. В итоге машина провалилась. Это место потом пришлось ремонтировать, – рассказал директор Островского краеведческого музея Петр Гринчук.

      А буквально пару лет назад – огромный 13-тонный комбайн заехал на мосты, сломал настил и едва не провалился в бездну. Житель Ленобласти на зерноуборочном комбайне поехал по навигатору, который показал кротчайший путь через висячие мосты… К счастью, все обошлось без жертв, однако уникальный памятник архитектуры едва уцелел под натиском столь мощной техники. Были проломы в трех местах.

      Стоимость проектирования – 22 млн 168 тысяч рублей. Стоимость проведения работ по капитальному ремонту будет известна после окончания проектирования и составления сметы.

      Во время строительства мостов материалы для звеньев цепей пришлось заказывать за рубежом. Опытная партия звеньев для мостов, которые по контракту производились в Петербурге, не выдержала проектную нагрузку в 20 тонн на один квадратный дюйм. Присутствовавшие на испытаниях специалисты завода-изготовителя заявили, что их завод не может технологически произвести звенья для цепей необходимой прочности. В результате звенья были изготовлены в Англии.

                  Светлана Синцова

      Источник «Псковская Правда»